Франция 2010. 1. продолжение

21 сентября - утром мы не ныряем, потому что накануне вечером поскользнулись и не наполнили воздушные шары. Вместо дайвинга отправляемся в близлежащий французский дайвинг-центр. Для нас неприятная новость - из-за вчерашней аварии «Донатор» сегодня закрыт, рядом стоит французский сторожевой корабль и не пускает присутствующих ныряльщиков - так сказать - «делать разборки препятствий» Сергей предлагает нырнуть. «Ле Феррандо» вместо этого. В общем, ничего интересного здесь не предвидится, а теперь - для «галочки» - заработает. Александр остается на берегу, я хожу с целой кучей «обычных» дайверов. Нахожу одного морского окуня, это все интересно. Корабль был сильно разрушен, некоторые из них только прибавили до глубины 26 метров.

Однако следующий день обещает быть интересным - мы совершим погружение на самолет «Мустанг» глубиной 54 метра. Все было бы хорошо, если бы сегодня не повредило голову. В обычных условиях я бы не стал нырять в таких условиях, если все запланировано, но я не могу упустить такую возможность. Когда мы приходим, то видим, что на этот раз поток - не шутка. Веревка разматывается на всю длину и стоит в воде под углом 45 градусов. Следом подходит другой водолазный катер и спрашивает, где мы будем нырять. Похоже, они понятия не имеют, где плавали. В общем, Ле-Виль-де-Грасс находится примерно в 100 метрах от отеля.
Нас всего двое дайверов - я и Александр. Я первым оделся и прыгнул в воду, чтобы дождаться Александра. Пока Александр одевается, мы прошли метров 150 ниже по течению. Я цепляюсь за борт лодки, и Дмитрий заводит двигатель, чтобы меня тащить на место. Но оказывается, что это не такая уж простая мера - через несколько минут руки вытягиваются длинные потому что длинные. Я дал Дмитрию тормозить. Придется снять все снаряжение и снова забраться в лодку. Мы приближаемся к маркеру и на этот раз прыгаем одновременно с воздухом вниз, чтобы немедленно спуститься вниз. Трудно попасть на скакалку и грести с ластами пополам, быстро потянув пополам. Несмотря на приближение глубины 50 метров, веревка уже стоит горизонтально. Впереди Александр, отчаянно пытаюсь выйти на якорь.
Наконец, появляется сам самолет. Сохранился неплохо, только хвост и кончики крыльев отсутствуют. Александр сразу же усаживается на место пилота и показывает мне, что я его фотографирую. Baaacc !! Камера опять запотела !!! Я показываю грубый жест, посвященный камере, и прикрепляю ее к месту. Придется обойтись без картинок. Посмотрим внимательно на самолет, из двигателя вышел маленький морской еж. Возьмите запланированные десять минут и начинайте взлет. В общем, для такого маленького объекта времени вполне хватит. Поднимаемся по наклонной веревке, отстаиваем все запланированные минуты декомпрессии и через 35 минут снова в лодке. В целом - эмоции положительные, если только их не портит больная голова, сильное течение и крохотная камера. Я сегодня точно не буду нырять.
Однако 23 сентября наконец-то запланированы «настоящие» пещеры! Около 11:00 мы находимся на крайней западной оконечности полуострова Йер, причаливаем к обрыву и можем начинать погружение. Глубины будут небольшие, но мы с Александровскими пещерами подготовились серьезно - два огня, две катушки и т.д. Все действия оговариваем заранее.
Всего здесь три отдельные пещеры, конфигурация которых малоизвестна. Сергей только говорит, что одна была не менее 200 метров в длину и с ответвлениями. К нам обращается парочка «обычных» дайверов.
Первая пещера начинается с большого высокого грота. Заходим внутрь по песчаному дну. Когда мы находимся примерно в 50 метрах от «внешнего мира», где выход все еще хорошо виден, мы находим большой камень и Александр фиксирует первый конец веревки. Я слежу за ним и пытаюсь что-нибудь снять. Пещера сужается, ходить рядом уже невозможно. Глубины указаны минимальные - 2-8 метров. Для меня это первый серьезный раз в пещере, если не считать вместе с Чистяковым в Дахабе, так что я жадный. Никаких специфических признаков дискомфорта или клаустрофобии вообще нет. Я бы определенно не чувствовал себя так комфортно в поверхностных пещерах. Помню, как выходил из соляных пещер под Кулдигой.
Когда заканчивается первая 50-метровая катушка, присоединяем вторую и продолжаем работу. Когда мы преодолели в общей сложности около 80 метров, мы видим, что наверху есть воздушный пузырь. Поднимаемся над водой и осторожно вдыхаем воздух - ту мелочь, которая скопилась здесь под землей вместо воздуха ?! нет, дышать можно, хоть воздух такой сильно «кислый». Огни освещают свод высотой около 4-5 метров. Когда наш свет просыпается, через него начинают пролетать десятки летучих мышей. Делаем снимки и возвращаемся под воду, к выходу.
Когда выходим на улицу, идем в ближайшую пещеру. Оказывается, меньше и менее интересно. На этот раз я первым захожу внутрь, кладу веревку. Когда мы покрыли одну длину катушки, я посылаю сигнал другим и поворачиваюсь обратно. Здесь меня ждет небольшой сюрприз - остальные так сильно забили грязь, что моя катушка оказалась пустой формальностью. Видимость - около 50 см, лампа тоже ничего не помогает, на улицу выхожу только за веревкой.
В третьей пещере уже набираемся смелости. Когда мы добираемся до места, где внутри все еще светит дневной свет, пещера рушится. Я решил исследовать дальше самостоятельно. Я показываю остальным знак подождать меня здесь и войти внутрь. Теперь я один в темноте и под землей. Самое время для сюжета, достойного фильма ужасов, но ничего - все идет как копье. Почти или неинтересно - где приключение, где острые ощущения?
Выйти до конца катушки и повернуть обратно. Через некоторое время перед вами появится отражение других огней. Выплываем еще немного и идем к лодке. Мы все согласны - покупать более длинные шпульки нужно в спешке!
Днем мы отправляемся посмотреть близлежащий Тулон. Паркуем машину на многоэтажной стоянке и выезжаем на берег. Цель - найти лодку, плывущую по городу. Пройдя пару километров, мы выходим на берег. Получается, что «берег» и «порт» здесь ни в коем случае не синонимы, и нам нужно пройти вдоль побережья около 4 километров. Это показалось нам слишком большим, и мы решили воспользоваться французским общественным транспортом. Комфортабельный автобус доставит нас в самое сердце города - набережную, где пришвартованы трех- и четырехэтажные моторные яхты. Что ж, в этом суть Лазурного берега! Мы быстро находим лодочный причал и садимся на желтый катамаран, который обещает пронести нас по всей территории порта. Как только мы выходим на берег, перед нашими глазами открывается гвоздь программы - весь могучий французский флот. На переднем плане - два скандальных десантных корабля класса «Мистраль», за которыми стоит флагман французского флота - корабль авиабазы «Шарль де Голль». По сравнению с кораблями американской авиабазы этот выглядит довольно скромно, чуть длиннее 200 метров. Насколько можно понять, гид на французском языке в настоящее время раскрывает все военные секреты Франции, но мы фотографируем, чтобы не волноваться.
После прогулки на лодке мы посещаем один портовый магазин, где я купил парочку «интерьерных сувениров» - корабельный колокол и секстант. Продавец оказывается очень колоритным типажем, мы с ним немного болтаем и фотографируемся после удачной покупки. Мы также посещаем военно-морской музей, который находится в двухэтажном здании прямо у ворот военно-морской базы.
На следующий день меня уже мучает совесть - пока реальное количество долей значительно отстает от графика, поэтому утром выхожу в море, пока Александр еще спит. Наши снова едут в Ле-Виль-де-Грасс. В лодке Дмитрий делит всех на пары, я, конечно, один. На этот раз, по крайней мере, камера не разочаровала, я снял немного, еще раз весь обзор и как последнее колено, чтобы защитить все мои минуты декомпрессии.
Александр тоже просыпается от второй доли. Поехали к «Ле Греку» - второму по красоте кораблю в регионе после «Донатора». Опять же, нас всего двое, и Дмитрий везет нас на небольшой лодке. Море оставалось довольно бешеным - сначала нам предстоит пройти около 10 километров до восточной оконечности острова Поркероль, затем еще 3-4 километра по открытому морю. По частям мы видим два небольших выхода торнадо. Никакой другой водолазной лодки сегодня в море не видно. Рад, что в Ле Греке установлены два стационарных буя. Течение тоже не слишком сильное. Лодка действительно очень красивая, стоит на прямом киле, максимальная глубина 46 метров. Носовая часть судна сломана и не видна. Бродим, конечно, по танкам - все пусто, долго читали. Однако можно почувствовать течение, постоянно пытающееся увести нас от корабля. Вокруг много рыбы. Один большой морской окунь отпугивает тело. Через пятнадцать минут начинаем вставать. Здесь все преимущества стационарных буев - толстые и жесткие веревки помогают преодолевать волны на поверхности моря.
Когда мы садимся в лодку, выясняется, что волны поднялись еще больше, и Дмитрий предлагает обойти остров Поркероль с другой стороны, удерживая остров по ветру. Но ветер продолжает держаться - к тому же температура такая, что на ночь надо включать обогреватель…
Поскольку на следующий день нельзя выйти в море, мы решили посвятить его поверхностным развлечениям. Сначала мы отправляемся на местный блошиный рынок, который находится на месте заброшенного парка развлечений на окраине Йера. Вся «анделе» проходит в субботу и воскресенье утром. Сергей соблазнил нас историями о том, что за несколько евро здесь можно купить самые невообразимые вещи. С нетерпением жду «морских сувениров», но ничего интересного не нахожу. Однако широкий выбор всевозможных «сувениров для дома». Если кому-то захотелось оформить интерьер в стиле ретро за небольшие деньги - здесь для него самое подходящее место. Старые утюги, кофемолки, всевозможные кухонные принадлежности в широком ассортименте. Рядом старые тряпки, бывшая в употреблении бытовая техника, игрушки, спортивные тапочки за 5 евро, украшенные надписью «Сделано во Франции», фрукты… Сами торговцы еще интереснее. Мы стараемся делать секретные фотографии своих лиц, пока не начинаем сердито на нас смотреть. Однако я не нахожу «макияжа» - ничего «с моря».
Покупаем фрукты и едем в гости к Сергею и Павлу, которые сегодня улетают. Они находятся в другом кемпинге, в нескольких километрах от нашего. Эфирное вино, сыры и устрицы на столе. Мы учимся их правильно есть. Не всем это удается. Когда мы наконец прощаемся с ними, наше путешествие ведет в Марсель. Придется проехать около 90 километров, в основном по хорошим трассам, которые платные. Паркуемся на стоянке рядом со старым портом, в самом центре. Я взял с собой куртку, которую оставляю в машине. Через несколько минут приходится горько сожалеть - на улице сильный ветер, может быть около 20 м / с. В то время в море говорят - «в такие времена кирпичи учатся летать» - это недалеко от истины, время от времени мы оставляем дрожащие виды вверх, неважно, упадет ли на нас кусок крыши или знак . Поднимаемся на крепость, откуда открывается колоссальный вид на город. Далее мы решаем обойти порт до кафедрального собора вдалеке. По пути находим место, откуда лодка отправляется на остров Ифа. К сожалению, на данный момент рейсов нет. Либо из-за ветра, либо из-за того, что сезон закончился и на камеру Эдмона Данте наклеены обои.
Кажется, что вся жизнь города собралась вокруг порта - есть концерты, акции, торговля - и, конечно же, вся бухта заполнена поплавками разных размеров. Борясь с сильным ветром, добираемся до собора, который находится у моря. К сожалению, мы ничего о нем не знаем, остается только оценить его монументальность.
На обратном пути есть парочка лавок с «морскими сувенирами», но все дороже, чем в Тулоне, кое-где ассортимент послабее. Единственное впечатление - полный комплект для дайвинга с полированным медным шлемом, свинцовыми ботинками и помпой в комплекте. Цену не спрашивал, потому что чувствую запах пятизначного числа, сидим в другом кафе и идем на стоянку. В темноте вечера возвращаемся в лагерь.